Следом за «экспертниками» стоит организовать серию фокус-групп. Обычно это двухчасовая дискуссия с десятком избирателей округа, города или региона, отобранных хоть и случайным образом, но с соблюдением определенных параметров. Прежде всего, возраста, пола, уровня образования, социального статуса.
В ходе фокус-групп профессиональному модератору удается вскрыть стереотипные представления целевой аудитории по актуальной проблематике территории, выявить скрытое раздражение или, наоборот, удовлетворение деятельностью власти, определить базовое отношение к конкретным политическим и общественным деятелям, зафиксировать укоренившиеся в массовом сознании страхи, ожидания, стереотипы и даже последние слухи.
Следующая услуга политтехнолога — количественные исследования. Проводятся поквартирные, телефонные или уличные опросы избирателей с выборкой по количеству, возрасту, полу. Формируется массив данных, в которых отражены известность, рейтинг и антирейтинг основных политических игроков: от президента России и губернатора региона до депутата местной думы или общественного активиста.
Цена помощи
политического технолога в исследовательских проектах является договорной. Для ориентира можно привести стоимость организации одной фокус-группы в российских регионах, которая составляет, в среднем, 50-80 тысяч рублей. Что касается количественного опроса, то стоимость сбора одной анкеты при уличном опросе составляет примерно 200-300 рублей, при поквартирном 300-800 рублей.
Итоговая цена комплексного социологического исследования зависит, прежде всего, от сложности услуги: отбора (рекрута) участников, удаленности места проведения исследования, масштаба территории, параметров и глубины анализа полученных данных.