Предвосхищая вопрос «а как тогда правильно?», мой здравый смысл и многолетняя практика взаимодействия с различными игроками этого рынка считают достаточно корректной следующую классификацию:
«Гуру» («Мэтры»)Признанные ТОПы цеха политконсультантов и политических технологов по совокупности заслуг, вне зависимости от их нынешнего положения на рынке. «Иконы стиля».
Руководители политических кампанийПолитические продюсеры, которые из года в год получают наиболее крупные политические заказы и, фактически, контролируют рынок федеральных и крупных региональных избирательных кампаний в России. Осуществляют стратегическое управление политическими проектами.
ПолитконсультантыИдеологи, политические советники, консультанты, политологи, «консильери» и смежные специалисты, которые оказывают значительное влияние на принятие решений властью, как во время избирательных кампаний, так и между ними.
ПолиттехнологиСпециалисты универсальных компетенций (
«главтехи»), способные эффективно коммуницировать с чиновниками, уметь разрабатывать стратегию, корректно «читать» социологию, нанимать сотрудников штаба и управлять ими, ставить ежедневные задачи и контролировать выполнение плана-графика, писать тексты, делать АПМ, разбираться в медиа, уметь в риски, в антикризис и новые идеи, а еще — в разборки в кабинетах власти, в интернет, в мобилизацию, в подсчет, в ДЭГ и так далее. Этакие профи «20-в-1», которые если не досконально разбираются во всех направлениях предвыборной кампании, то обязаны достаточно глубоко понимать нюансы каждого из них. Мастера на все руки. Способны высадиться в любом регионе на полгода и дольше, чтобы осуществлять тактическое (оперативное) управление политическими проектами и выборами.
Административные технологиЧиновники в статусах не ниже сотрудника АП, «политического» вице-губернатора или руководителя регионального внутрипола (и де-факто приравненные к ним сотрудники околокремлевских АНО).
Партийные администраторыТе же чиновники, что и строкой выше, только в партийной вертикали.
Партийные технологиУниверсалы-политтехнологи, перешедшие с вольных хлебов на постоянную работу в партийные структуры.
МедиатехнологиСпециалисты с «заточенными» компетенциями в медиасфере. Например, способные к пересборке региональных медиаблоков. Умеющие в эффективные тиражи и распространение сигнала, новые медиапродукты и форматы, контакты с журналистами и так далее.
Интернет-технологиСпециалисты с компетенциями в интернет-продвижении политического контента (паблики, мессенджеры, посевы, боты, контент, охваты, ERR и прочее).
Полевые технологиСпециалисты с компетенциями в организации и контроле человеческого ресурса (агитаторы, пикетчики, почтальоны, группы зачистки, слухмейкеры, боёвки и т.д.)
Электоральные юристыЮристы со знанием избирательного законодательства и всяческих нетривиальных практик в электоральной сфере.
При этом столь разные специалисты почему-то хотят оказаться вперемешку именно в «рейтинге политтехнологов». И, кажется, мы выяснили почему.
В порядке эксперимента я бы с любопытством посмотрел как в 2025 году руководитель центра управления регионом, чиновник внутрипола или рафинированный политолог самостоятельно организуют избирательную кампанию «под ключ» — с нуля, в незнакомом регионе, без наработанного опыта, без чинопочитания, в конфликтах с местными элитами, внутривидовой войне всех против всех. Да, и без секретарши с личным водителем.