Считается, что впервые в России термин «политтехнолог» был использован журналистами «Независимой газеты» в 1996 году. С тех пор попасть в касту политтехнологов, якобы тайно управляющих политическими процессами и оказывающих серьезное влияние на заявления и действия представителей власти, стало очень престижно. «Политтехнологами» по умолчанию становились сотрудники президентской и региональных администраций, руководители внутриполитических блоков и информационных департаментов, а нередко – и пресс-секретари губернаторов и мэров.
В конце 90-х в политтехнологи России попадали и сотрудники силовых ведомств, и вчерашние студенты, и общественные деятели, и откровенные шарлатаны с улицы.
Сегодня успешные пиарщики, высокопоставленные чиновники, влиятельные джиарщики, собственники крупных PR-агентств, опытные медиаменеджеры, сотрудники околокремлевских think-tanks и просто участники политических шоу на ТВ продолжают, прямо или косвенно, оказывать влияние на составителей рейтингов политтехнологов. Поверьте, никто из них не хочет оказаться за бортом очередного ТОП-20 или ТОП-50. Это словно вычеркнуть себя из сонма «избранных».
Соответственно, составители рейтингов политтехнологов и политконсультантов вынуждены внимательно «держать нос по ветру». Нельзя обидеть своих нынешних и будущих заказчиков, деловых партнеров, лоббистов и лиц, принимающих решения.
Предвосхищая вопрос «а как тогда правильно?», мой здравый смысл и многолетняя практика взаимодействия с различными игроками этого рынка считают достаточно корректной следующую классификацию:
«Гуру» («Мэтры»)
Признанные ТОПы цеха политконсультантов и политических технологов по совокупности заслуг, вне зависимости от их нынешнего положения на рынке. «Иконы стиля».
«Руководители политических кампаний»
Политические продюсеры, которые из года в год получают наиболее крупные политические заказы и, фактически, контролируют рынок федеральных и крупных региональных избирательных кампаний в России. Осуществляют стратегическое управление политическими проектами.
«Политконсультанты»
Идеологи, политические советники, консультанты, политологи, «консильери» и смежные специалисты, которые оказывают значительное влияние на принятие решений властью, как во время избирательных кампаний, так и между ними.
«Политтехнологи»
Специалисты универсальных компетенций, способные эффективно коммуницировать с чиновниками, уметь разрабатывать стратегию, корректно «читать» социологию, нанимать сотрудников штаба и управлять ими, ставить ежедневные задачи и контролировать выполнение плана-графика, писать тексты, делать АПМ, разбираться в медиа, уметь в риски, в антикризис и новые идеи, а еще — в разборки в кабинетах власти, в интернет, в мобилизацию, в подсчет, в ДЭГ и пр. Этакие профи 20-в-1, которые если не досконально разбираются по всем направлениям предвыборной кампании, то достаточно глубоко понимают нюансы по каждому из них. Мастера на все руки. Способны высадиться в любом регионе на полгода и осуществлять тактическое (оперативное) управление политическими проектами и выборами.
«Административные технологи»
Чиновники в статусах не ниже сотрудника АП, «политического» вице-губернатора или руководителя регионального внутрипола (и де-факто приравненные к ним сотрудники околокремлевских АНО).
«Партийные администраторы»
Те же чиновники, что и строкой выше, только в партийной вертикали.
«Партийные технологи»
Универсалы-политтехнологи, перешедшие с вольных хлебов на постоянную работу в партийные структуры.
«Медиатехнологи»
Специалисты с «заточенными» компетенциями в медиасфере (например, способность к пересборке региональных медиаблоков, умение в эффективные тиражи и распространение сигнала, новые медиапродукты и форматы, контакты с журналистами и пр).
«Интернет-технологи»
Специалисты с компетенциями в интернет-продвижении политического контента (паблики, мессенджеры, посевы, боты, контент, охваты, ERR и прочее).
«Полевые технологи»
Специалисты с компетенциями в организации и контроле человеческого ресурса (агитаторы, пикетчики, почтальоны, группы зачистки, слухмейкеры, боёвки и т.д.)
«Электоральные юристы»
Юристы со знанием избирательного законодательства и всяческих нетривиальных практик в электоральной сфере.
При этом столь разные специалисты почему-то хотят оказаться вперемешку именно в «рейтинге политтехнологов». И, кажется, выше мы выяснили почему.
В порядке эксперимента я бы с любопытством посмотрел как руководитель центра управления регионом, чиновник внутрипола или рафинированный политолог самостоятельно организуют избирательную кампанию «под ключ» — с нуля, в незнакомом регионе, без наработанного опыта, без чинопочитания, в конфликтах с местными элитами, внутривидовой войне всех против всех — и без секретарши с личным водителем.